История

2012 год
2011 год
2002 год
1994 год
1992 год
1991 год
1990 год
1988 год
1985 год
1982 год
1980 год

Первая линия-точка поставлена.


При вводе в эксплуатацию 28.11.2011 участка от станции «Ботаническая» до станции «Геологическая» не была открыта для перевозки пассажиров станция «Чкаловская» из-за несвоевременной поставки эскалаторов. В результате этого 8 месяцев поезда следовали без остановки на станции «Чкаловская».


Все станции Екатеринбургского метрополитена имеют свою «изюминку», все по-своему красивы, но станция «Чкаловская» особенная. Когда находишься на станции, глубоко под землёй, не покидает ощущение свободы, широкого пространства, кажется, что летишь высоко в небе на огромном лайнере. Наверно, поэтому и случилось так, что эскалаторы не поступили вовремя, а станция ждала своего отдельного открытия.


Так и случилось 28 июня 2012 года: строители, гости, эксплуатационники пришли на митинг, а мимо проносились поезда с пассажирами. Много было сказано хороших и добрых слов в адрес строителей. Первая линия построена. Ждём продолжения строительства…

Пуск самого длинного участка.


Так уж получилось, что этот пусковой участок оказался самым протяжённым из всех пусковых участков метрополитена. После ввода в эксплуатацию станции «Геологическая» прошло почти 9 лет. В 2011 году работы близились к концу.


А между тем, город ожидал приезда Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. В связи с этим перед строителями и эксплуатационниками была поставлена задача — подготовить пуск участка к визиту Президента.


Задача была решена, а 28 ноября 2011 года Дмитрий Анатольевич Медведев приветствовал строителей на станции «Ботаническая». Затем он открыл движение, проехав на поезде от станции «Ботаническая», до станции «Геологическая».

Долгожданная станция.

Несмотря на то, что в 90-е годы социально-экономическая обстановка в стране была очень сложная, строительство первой очереди (а именно так она названа в постановлении Совета Министров СССР) продолжалось: станции пускались в 1991, в 1992 и в 1994 годах. Можно сказать, что наиболее сложным было строительство участка до станции «Геологическая» — пуска этой станции ждали 8 лет.

В конце декабря 2002 года строители снова подготовили городу новогодний подарок — новую станцию. Для коллектива метрополитена всё проходило как обычно: подготовка персонала для станции, участие в пуско-наладочных работах, пробный поезд.

Однако, эта обыденность не заслонила праздника — ведь новая станция это всегда праздник. Снова был митинг на платформе станции, а потом первые пассажиры, это в основном были строители, отправились на первом поезде.

Таким образом, метрополитен 30 декабря 2002 года «прирос» ещё одной станцией.

Метро пришло в центр.


Ровно два года понадобилось строителям, чтобы подготовить к сдаче участок от станции «Площадь 1905 года» до станции «Уральская». Снова 22 декабря, но уже 1994 года на метрополитене торжество: введены в строй действующих две станции — «Площадь 1905 года» и «Динамо».


Особенно важным является то, что станция «Площадь 1905 года» имеет оборотный тупик и теперь поезда будут ходить не «челноком» как раньше, а так, как это предусмотрено проектом — по полному кругу с оборотом по конечным станциям. Это как раз то событие, которого ждали ещё в 1989 году. С 22 декабря 1994 года центр навсегда связан с северной частью города линией метрополитена.

Второй этап-Уральская.


Идёт 1992 год, метрополитен перевозит пассажиров на участке от станции «Машиностроителей» до станции «Проспект Космонавтов». Злопыхатели распространяют слухи, а некоторые средства массовой информации подхватывают эти слухи о том, что наш метрополитен самый короткий в мире и поэтому занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Спешим огорчить людей, думающих так: до сих пор существуют метрополитены даже короче, чем был наш метрополитен в 1991 году.


Между тем, работа на стройке не замирает ни на час: круглосуточно работают строители, на пусконаладочных работах работают эксплуатационники.


Снова наступает праздник для метрополитена и для города — 22 декабря 1992 года вводится в эксплуатацию станция «Уральская». Теперь Орджоникидзевский район связан с железнодорожным вокзалом.

Самый главный день.

Наступил день, которого долго ждали жители города. Ждали ещё с 1967 года. Ведь именно в 1967 году в Свердловске родился миллионный житель. В те давние времена город с населением от одного миллиона человек получал право на строительство ряда важных социальных объектов и, в том числе, и метрополитена.

И вот, с 1967 года в городе уже шли разговоры о том, что у нас скоро будет метро, как в Москве. Это «скоро» пришло через 24 года. Все эти годы дело не стояло на месте: шла работа по подготовке необходимых обоснований, проектированию, строительству, монтажу, наладке и вот — пуск!

26 апреля 1991 года на станции «Машиностроителей» состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали строители, эксплуатационники и гости. Все участники митинга стали первыми пассажирами. В этот же день начальник метрополитена подписал приказ за №125 «О вводе в эксплуатацию метрополитена».

И всё-таки мы поехали.


Темпы строительства снижались, пуск метрополитена в 1989 году уже не просматривался. Руководству Свердловского метрополитена необходимо было принимать ответственное решение по дальнейшим действиям. Такое решение было принято: в Москву был направлен главный инженер метрополитена — Василий Евстигнеевич Югрин с обоснованным предложением о пуске метрополитена в укороченном варианте: от станции «Машиностроителей» до станции «Уральская» в 1990 году. Согласие на пуск метрополитена в таком виде в Главном Управлении метрополитенов МПС СССР было получено.
Однако, из-за резкого сокращения финансирования стройки и в 1990 году пуск был под вопросом. В сложившихся условиях просто необходимо было поднять дух строителей и эксплуатационников. Была поставлен задача — к концу 1990 года пропустить первый пробный поезд по одному, наиболее готовому тоннелю.
Пропуску пробного поезда всегда предшествует многодневная подготовительная работа большого количества людей. В тех сложных условиях работа была проделана, и в ночь с 29 на 30 декабря 1990 года первый пробный поезд прошёл по Свердловскому метрополитену.


Пропуск пробного поезда напоминает боевые действия: создаётся штаб, подключается к работе большое количество людей и, наконец, глухой ночью, когда город спит, под руководством штаба, на минимальной скорости поезд следует по вновь построенному участку.
Очевидцы события вспоминали: радость у всех была неимоверная. Поезд с головным вагоном №8910 вышел из электродепо под управлением машиниста В.В. Белова и помощника машиниста В.Н. Суглобова. И, конечно, в том поезде находились начальник Управления строительства «Свердловскметрострой» В.М. Сурин и начальник Свердловского метрополитена И.А. Титов.

Пуск метрополитена ждали в 1989 году.


Темпы строительства метрополитена вселяли надежду осуществить пуск в 1989 году. В связи с этим 1 июля 1988 года указанием МПС СССР было создано новое транспортное предприятие — «Свердловский метрополитен».


15 декабря того же года приказом по Министерству Путей Сообщения был назначен начальник метрополитена. Им стал Иван Александрович Титов, возглавлявший с 1979 года Дирекцию строящегося метрополитена.


В марте 1989 года первая группа машинистов, набранных с железной дороги, была направлена в Харьковский метрополитен для обучения профессии «машинист электропоезда метрополитена».

16 марта 1989 года на железнодорожную станцию «Свердловск-пассажирский» были доставлены новенькие составы, изготовленные на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И.Е. Егорова.

Однако, для составов ещё не было готово электродепо. Поэтому наши поезда некоторое время «работали» в Новосибирском метрополитене.

Первая сбойка


В истории строительства метрополитена особенно памятны сбойки. Сбойка — это «встреча» проходчиков, движущихся навстречу друг другу под землёй. Направление проходки задают маркшейдеры — подземные штурманы. Они же постоянно контролируют точность проходки. И вот в апрельский солнечный день 1985 года от торцевой стенки котлована станции «Уралмаш», ещё обшитой сосновыми брёвнами, совершенно отчётливо донёсся звук работающего отбойного молотка. Ещё немного — и разрушилась деревянная стенка, а из тёмного проёма возникла металлическая рука-ковш, разбирающая завал. Вскоре из тоннеля появились и виновники торжества — начальник участка В.Морохов, бригадир Ю.Барбашин, проходчики А.Казанцев, А.Филичкин, Т.Латыпов. Точность сбойки — почти абсолютная.


Потом сбоек будет ещё много, и всегда это будет праздник, но этот праздник особенный — первая сбойка на строительстве Свердловского метрополитена.

В городе строится метро

В конце 1980 года начались работы на «широком фронте»: по всей трассе пускового участка от станции «Площадь 1905 года» до станции «Проспект Космонавтов». На первом этапе производилась выноска коммуникаций, снос старых строений, строительство необходимой наземной инфраструктуры, а также проходка шахтных стволов, от которых впоследствии уже под землёй маркшейдеры зададут направления, а проходчики построят тоннели.

С 1981 по 1984 проходчики в общей сложности прошли 2440 метров горных выработок. В эти же годы были разработаны котлованы под строительство станций «Машиностроителей», «Уралмаш», «Проспект Космонавтов», а также началось строительство этих станций.

Н 

Начальной точкой отсчёта строительства метрополитена в нашем городе является, несомненно, тот самый первый ковш земли, который был вынут на площадке строительства станции «Уральская». Это произошло 28 августа 1980 года на территории, где ранее располагался стадион «Локомотив», а ныне находится автовокзал «Северный».

По случаю начала строительства там же прошёл митинг, на котором присутствовали руководители города и области. Таким образом, старт строительству был дан. До пуска метрополитена оставалось 10 лет и 8 месяцев.

Тремя месяцами позже (21 ноября 1980 года) было подписано Распоряжение Совета Министров СССР №2377р, утвердившее технический проект первой очереди метрополитена в г. Свердловске протяжённостью 11,55 км, в составе 9-ти станций: от станции «Чкаловская» до станции «Проспект космонавтов».

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК