История

1980 год
1982 год
1985 год
1988 год
1990 год
1991 год
1992 год
1994 год
2002 год
2011 год
2012 год

Н 

Начальной точкой отсчёта строительства метрополитена в нашем городе является, несомненно, тот самый первый ковш земли, который был вынут на площадке строительства станции «Уральская». Это произошло 28 августа 1980 года на территории, где ранее располагался стадион «Локомотив», а ныне находится автовокзал «Северный».

По случаю начала строительства там же прошёл митинг, на котором присутствовали руководители города и области. Таким образом, старт строительству был дан. До пуска метрополитена оставалось 10 лет и 8 месяцев.

Тремя месяцами позже (21 ноября 1980 года) было подписано Распоряжение Совета Министров СССР №2377р, утвердившее технический проект первой очереди метрополитена в г. Свердловске протяжённостью 11,55 км, в составе 9-ти станций: от станции «Чкаловская» до станции «Проспект космонавтов».

В городе строится метро

В конце 1980 года начались работы на «широком фронте»: по всей трассе пускового участка от станции «Площадь 1905 года» до станции «Проспект Космонавтов». На первом этапе производилась выноска коммуникаций, снос старых строений, строительство необходимой наземной инфраструктуры, а также проходка шахтных стволов, от которых впоследствии уже под землёй маркшейдеры зададут направления, а проходчики построят тоннели.

С 1981 по 1984 проходчики в общей сложности прошли 2440 метровгорных выработок. В эти же годы были разработаны котлованы под строительство станций «Машиностроителей», «Уралмаш», «Проспект Космонавтов», а также началось строительство этих станций.

Первая сбойка


В истории строительства метрополитена особенно памятны сбойки. Сбойка — это «встреча» проходчиков, движущихся навстречу друг другу под землёй. Направление проходки задают маркшейдеры — подземные штурманы. Они же постоянно контролируют точность проходки. И вот в апрельский солнечный день 1985 года от торцевой стенки котлована станции «Уралмаш», ещё обшитой сосновыми брёвнами, совершенно отчётливо донёсся звук работающего отбойного молотка. Ещё немного — и разрушилась деревянная стенка, а из тёмного проёма возникла металлическая рука-ковш, разбирающая завал. Вскоре из тоннеля появились и виновники торжества — начальник участка В.Морохов, бригадир Ю.Барбашин, проходчики А.Казанцев, А.Филичкин, Т.Латыпов. Точность сбойки — почти абсолютная.


Потом сбоек будет ещё много, и всегда это будет праздник, но этот праздник особенный — первая сбойка на строительстве Свердловского метрополитена.

Пуск метрополитена ждали в 1989 году.


Темпы строительства метрополитена вселяли надежду осуществить пуск в 1989 году. В связи с этим 1 июля 1988 года указанием МПС СССР было создано новое транспортное предприятие — «Свердловский метрополитен».


15 декабря того же года приказом по Министерству Путей Сообщения был назначен начальник метрополитена. Им стал Иван Александрович Титов, возглавлявший с 1979 года Дирекцию строящегося метрополитена.


В марте 1989 года первая группа машинистов, набранных с железной дороги, была направлена в Харьковский метрополитен для обучения профессии «машинист электропоезда метрополитена».

16 марта 1989 года на железнодорожную станцию «Свердловск-пассажирский» были доставлены новенькие составы, изготовленные на Ленинградском вагоностроительном заводе им. И.Е. Егорова.


Однако, для составов ещё не было готово электродепо. Поэтому наши поезда некоторое время «работали» в Новосибирском метрополитене.

И всё-таки мы поехали.


Темпы строительства снижались, пуск метрополитена в 1989 году уже не просматривался. Руководству Свердловского метрополитена необходимо было принимать ответственное решение по дальнейшим действиям. Такое решение было принято: в Москву был направлен главный инженер метрополитена — Василий Евстигнеевич Югрин с обоснованным предложением о пуске метрополитена в укороченном варианте: от станции «Машиностроителей» до станции «Уральская» в 1990 году. Согласие на пуск метрополитена в таком виде в Главном Управлении метрополитенов МПС СССР было получено.
Однако, из-за резкого сокращения финансирования стройки и в 1990 году пуск был под вопросом. В сложившихся условиях просто необходимо было поднять дух строителей и эксплуатационников. Была поставлен задача — к концу 1990 года пропустить первый пробный поезд по одному, наиболее готовому тоннелю.
Пропуску пробного поезда всегда предшествует многодневная подготовительная работа большого количества людей. В тех сложных условиях работа была проделана, и в ночь с 29 на 30 декабря 1990 года первый пробный поезд прошёл по Свердловскому метрополитену.


Пропуск пробного поезда напоминает боевые действия: создаётся штаб, подключается к работе большое количество людей и, наконец, глухой ночью, когда город спит, под руководством штаба, на минимальной скорости поезд следует по вновь построенному участку.
Очевидцы события вспоминали: радость у всех была неимоверная. Поезд с головным вагоном №8910 вышел из электродепо под управлением машиниста В.В. Белова и помощника машиниста В.Н. Суглобова. И, конечно, в том поезде находились начальник Управления строительства «Свердловскметрострой» В.М. Сурин и начальник Свердловского метрополитена И.А. Титов.

Самый главный день.

Наступил день, которого долго ждали жители города. Ждали ещё с 1967 года. Ведь именно в 1967 году в Свердловске родился миллионный житель. В те давние времена город с населением от одного миллиона человек получал право на строительство ряда важных социальных объектов и, в том числе, и метрополитена.

И вот, с 1967 года в городе уже шли разговоры о том, что у нас скоро будет метро, как в Москве. Это «скоро» пришло через 24 года. Все эти годы дело не стояло на месте: шла работа по подготовке необходимых обоснований, проектированию, строительству, монтажу, наладке и вот — пуск!

26 апреля 1991 года на станции «Машиностроителей» состоялся торжественный митинг, на котором присутствовали строители, эксплуатационники и гости. Все участники митинга стали первыми пассажирами. В этот же день начальник метрополитена подписал приказ за №125 «О вводе в эксплуатацию метрополитена».

Второй этап-Уральская.


Идёт 1992 год, метрополитен перевозит пассажиров на участке от станции «Машиностроителей» до станции «Проспект Космонавтов». Злопыхатели распространяют слухи, а некоторые средства массовой информации подхватывают эти слухи о том, что наш метрополитен самый короткий в мире и поэтому занесён в Книгу рекордов Гиннеса. Спешим огорчить людей, думающих так: до сих пор существуют метрополитены даже короче, чем был наш метрополитен в 1991 году.


Между тем, работа на стройке не замирает ни на час: круглосуточно работают строители, на пусконаладочных работах работают эксплуатационники.


Снова наступает праздник для метрополитена и для города — 22 декабря 1992 года вводится в эксплуатацию станция «Уральская». Теперь Орджоникидзевский район связан с железнодорожным вокзалом.

Метро пришло в центр.


Ровно два года понадобилось строителям, чтобы подготовить к сдаче участок от станции «Площадь 1905 года» до станции «Уральская». Снова 22 декабря, но уже 1994 года на метрополитене торжество: введены в строй действующих две станции — «Площадь 1905 года» и «Динамо».


Особенно важным является то, что станция «Площадь 1905 года» имеет оборотный тупик и теперь поезда будут ходить не «челноком» как раньше, а так, как это предусмотрено проектом — по полному кругу с оборотом по конечным станциям. Это как раз то событие, которого ждали ещё в 1989 году. С 22 декабря 1994 года центр навсегда связан с северной частью города линией метрополитена.

Долгожданная станция.

Несмотря на то, что в 90-е годы социально-экономическая обстановка в стране была очень сложная, строительство первой очереди (а именно так она названа в постановлении Совета Министров СССР) продолжалось: станции пускались в 1991, в 1992 и в 1994 годах. Можно сказать, что наиболее сложным было строительство участка до станции «Геологическая» — пуска этой станции ждали 8 лет.

В конце декабря 2002 года строители снова подготовили городу новогодний подарок — новую станцию. Для коллектива метрополитена всё проходило как обычно: подготовка персонала для станции, участие в пуско-наладочных работах, пробный поезд.

Однако, эта обыденность не заслонила праздника — ведь новая станция это всегда праздник. Снова был митинг на платформе станции, а потом первые пассажиры, это в основном были строители, отправились на первом поезде.

Таким образом, метрополитен 30 декабря 2002 года «прирос» ещё одной станцией.

Пуск самого длинного участка.


Так уж получилось, что этот пусковой участок оказался самым протяжённым из всех пусковых участков метрополитена. После ввода в эксплуатацию станции «Геологическая» прошло почти 9 лет. В 2011 году работы близились к концу.


А между тем, город ожидал приезда Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева. В связи с этим перед строителями и эксплуатационниками была поставлена задача — подготовить пуск участка к визиту Президента.


Задача была решена, а 28 ноября 2011 года Дмитрий Анатольевич Медведев приветствовал строителей на станции «Ботаническая». Затем он открыл движение, проехав на поезде от станции «Ботаническая», до станции «Геологическая».

Первая линия-точка поставлена.


При вводе в эксплуатацию 28.11.2011 участка от станции «Ботаническая» до станции «Геологическая» не была открыта для перевозки пассажиров станция «Чкаловская» из-за несвоевременной поставки эскалаторов. В результате этого 8 месяцев поезда следовали без остановки на станции «Чкаловская».


Все станции Екатеринбургского метрополитена имеют свою «изюминку», все по-своему красивы, но станция «Чкаловская» особенная. Когда находишься на станции, глубоко под землёй, не покидает ощущение свободы, широкого пространства, кажется, что летишь высоко в небе на огромном лайнере. Наверно, поэтому и случилось так, что эскалаторы не поступили вовремя, а станция ждала своего отдельного открытия.


Так и случилось 28 июня 2012 года: строители, гости, эксплуатационники пришли на митинг, а мимо проносились поезда с пассажирами. Много было сказано хороших и добрых слов в адрес строителей. Первая линия построена. Ждём продолжения строительства…

Данный сайт использует файлы cookie и прочие похожие технологии. В том числе, мы обрабатываем Ваш IP-адрес для определения региона местоположения. Используя данный сайт, вы подтверждаете свое согласие с политикой конфиденциальности сайта.
ОК