Екатеринбургский метрополитен – является символом комфорта и безопасности нашего города. Огромный вклад в становление и развитие предприятия внесли люди, которые с первых дней создания метрополитена разрабатывали и внедряли технологические процессы, применяли передовой опыт, формировали коллективы. В их числе – Александр Григорьевич Холодов. Он проработал в метрополитене на должности начальника службы движения 20 лет.
Детство Александра Холодова прошло в селе Новосибирской области. Его отца призвали на войну, а в 1942 объявили без вести пропавшим. Времена были тяжелые, и чтобы помочь семье, Александр Холодов с 7 лет пошел работать в колхоз. О первом опыте работы он вспоминает так:
«Помню дали мне лошадь, дали телегу. На телегу поставили небольшую лодку. Я приезжал на озеро и ведром в эту лодку воды начерпывал. Привозил лодку обратно, и женщины или сливали её в бочку, или поливали рассаду».
В селе была только начальная школа. После ее окончания, Александр Холодов ездил в соседний населенный пункт, чтобы получить обязательное семилетнее образование. В учебные дни он жил на квартире, а на выходные возвращался домой, чтобы сходить в баню и набрать продуктов на предстоящую учебную неделю.
«Хозяйка, где я жил на квартире, из моих продуктов готовила мне обеды», - вспоминает Александр Григорьевич.
Школа, где можно было закончить 10 классов, находилась в 35-ти километрах от его родного села. Учиться там Александр Григорьевич не мог себе позволить, поэтому вернулся работать в колхоз. А в январе председатель колхоза предложил ему отучиться на тракториста.
Отучившись на новую профессию, Александр Холодов проработал трактористом 2 месяца, а после у него появилась возможность закончить 10 классов и он вернулся в школу:
«В 1-й класс я пошёл в 8 лет, так как зимой просто не в чем было идти. Год я пропустил – работал в колхозе. Поэтому к концу 10-го класса мой возраст был призывной».
Александр Холодов явился на призывную комиссию в военкомат. Он хотел отправиться в военное училище, но мест уже не было. Ему предложили альтернативу – летное училище в городе Ачинск. Такой вариант устраивал Александра Григорьевича, но брат убеждал его не служить в армии, а сразу идти получать высшее образование. Он решил попробовать поступить:
«Я приехал после военкомата и попросил у матери немного денег. На следующий день шла машина в Новосибирск. Я на машину сел и уехал. Попытался поступить. Сдал экзамены, получил документы и вернулся домой».
Александр Холодов успешно сдал вступительные экзамены и поступил в Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта на специальность «Эксплуатация железных дорог». Университет не предоставлял общежитие, а квартиру к тому моменту Александр Григорьевич не нашел. Городские ребята успокоили его и убедили съездить «на картошку», а затем уже решать вопрос с жильем.
«Я так и поступил. Полтора месяца мы картошку копали. И в самом деле, получилось так, что староста куда-то делся. В колхозе ребята немного загуляли, и 3-х отчислили. Меня позвали в деканат и сказали, что если я буду старостой – дадут общежитие. Я согласился и до 4-го курса был старостой. Потом ушёл, как-то скучно стало», - вспоминает Александр Холодов.
Затем, начались учебные будни, где Александр Холодов не только получал знания, но и жизненные уроки. Александр Григорьевич поделился ценным опытом, который он приобрел, сдавая физику на первом курсе:
«Преподаватель читал лекции, и эти лекции были напечатаны на машинках. Перед экзаменом мне поручили их раздать для подготовки. Было 7 экземпляров. Я распределил, люди готовились. А в день экзамена я не мог собрать эти лекции, 1-го экземпляра не хватало. Все уже прошли на экзамен, а меня не пускали, пока я все экземпляры не соберу. После обеда пошла сдавать 2-я группа, и у одного парня я нашёл последний экземпляр, а он в лекции забыл шпаргалку. Я пришел сдавать экзамен, вытянул билет, всё расписал на доске, а преподаватель увидел шпаргалку. Меня выгнали с экзамена и отправили на пересдачу. Я не получал стипендию целый семестр. Приходилось подрабатывать. Это был мой первый прокол».
После окончания университета Александр Холодов пошел работать на Пермскую железную дорогу. Туда он поступил на должность дежурного по отправлению, а затем успел поработать дежурным по путям и по станции, заместителем начальника станции, в ревизорском аппарате. За свою трудовую карьеру на Пермской железной дороге Александр Григорьевич получил массу премий, благодарностей и наград.
Александра Холодова приняли в метрополитен в 1989 году на должность начальника службы движения. На тот момент, метрополитен еще не был запущен в эксплуатацию, а только шли подготовительные работы и прием персонала. Поэтому, Александр Холодов лично проводил собеседования на должности начальников и дежурных по станции, кассиров и контроллеров, занимался организацией процессов проезда, а также проводил работу по вопросам качества и культуры обслуживания пассажиров.
Александр Холодов (посередине в верхнем ряду) с коллективом службы движения
Свой первый рабочий день в метрополитене Александр Холодов вспоминает так:
«Не было ни стола, ни ручки. Метрополитена как такового не было, только нас приняли. Было скучно».
День открытия метрополитена Александру Григорьевичу запомнился ярко. Был жаркий и солнечный день. Люди долго ждали метро и были очень счастливы, что его ввели в эксплуатацию.
«Столько было радости, столько было восторга у людей. Детей очень увлек эскалатор. Всё проходило на самом высоком уровне, и все были довольны, и мы в том числе» - поделился Александр Холодов.
Александр Григорьевич завершил свою трудовую карьеру в 2009 году. В 2019 году ему присвоили звание "Почётный работник Екатеринбургского метрополитена":
«В первую очередь для меня это оценка моей деятельности, потому что зазря такое звание никто не даёт. А если дали, значит считаю, что человек достоин уважения и почета. Сотрудники должны стремиться к этому и работать на совесть».