Почетные работники Екатеринбургского метрополитена — люди, чей труд и преданность делу являются жизненным ориентиром для нынешних и будущих поколений.
Одним из таких работников является Татьяна Евгеньевна Пушкарева - ведущий инженер технического отдела. Она проработала в Екатеринбургском метрополитене 30 лет.
Татьяна Пушкарева закончила школу в небольшом поселке Курганской области. Поступать в Свердловск приехала в один из престижных институтов города на специальность, на которую мечтала поступить с 7 класса. Но из-за слабого зрения, перед началом экзаменов, оказалась на пороге Уральского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта (в настоящее время – Уральский государственный университет путей сообщения).
«Наш поселок находился в 70 км от железной дороги, и я не представляла каких специалистов мог готовить институт. В памяти всплывали только девушки, стоящие на платформе с диском в руке. Я подумала: «Какой ужас, чему я здесь собралась учиться?» - вспоминает Татьяна Евгеньевна.
Татьяна Пушкарева – вторая справа
В приёмной комиссии у Татьяны Пушкаревой посмотрели документы и сказали, что с ограничением по зрению можно поступить только на строительный факультет по специальности «Промышленное и гражданское строительство». На данное направление обучения количество мест было сильно ограничено – всего 50. Татьяна Пушкарева решила попробовать, несмотря на то, что было подано уже 360 заявлений:
«У меня проснулся азарт, и я подумала: «Значит судьба!» - делится Татьяна Евгеньевна.
Так Татьяна Пушкарева оказалась в группе среди отличников в первом наборе на данную специальность. Она была единственная из сельской местности. Все пять лет обучения она и однокурсники с трудом представляли, чем занимаются железнодорожники, кроме того, что перевозят пассажиров. Три года они были лучшей группой института, а затем их лишили звания за «неактивное участие в общественной жизни вуза», ведь заниматься учебой было гораздо интереснее, чем выступать на концертах. Кафедра старалась заключить договоры на прохождение студентами практики на интересные объекты. Так Татьяна Пушкарева принимала участие в строительстве школы на улице Пехотинцев, цеха холодной прокатки Верх-Исетского завода, филиала Уральского политехнического института в Нижнем Тагиле, гостиницы на Васильевском острове в Ленинграде.
О прохождении производственной практики Татьяна Пушкарева вспоминает: «Мы работали штукатурами. Работа для девушек очень тяжелая, но мне безумно нравился ритм и запах стройки. Казалось бы, что там сложного? Бери раствор на мастерок и кидай на стенку. Первый ящик раствора у нас с подругой оказался не на стене, а на полу».
На преддипломной практике будущий инженер 2 месяца работала техником в проектном институте «Промстройниипроект» в отделе металлических конструкций – изучала основы профессии.
«Тогда я и поняла, что пойду на производство, а не в проектный институт. Мне показалось это скучновато», - делится Татьяна Евгеньевна.
О метрополитене молодой специалист знала только то, что его планируют строить. После выпуска из института студентов распределили на работу по предприятиям железной дороги.
«Так я оказалась в одном из предприятий Свердловской железной дороги, в дистанции гражданских сооружений станции Свердловск-пассажирский в должности мастера аварийных работ. Главный инженер сказал: «Поработай, будет место в управлении - переведем» - вспоминает Татьяна Пушкарева.
В подчинении у Татьяны Пушкаревой оказалось 12 человек – слесари-сантехники, электрики, сварщик. Где бы она не появлялась со своей «командой», все её жалели и спрашивали: «За что тебя, девочка?». Через год, Татьяне Евгеньевне предложили должность начальника тепловых сетей, а далее должность старшего инженера отдела эксплуатации зданий и сооружений.
«Мне все нравилось, все получалось, и я думала, что на железной дороге я проработаю всю жизнь. Однажды обстоятельства пытались меня столкнуть, но не с метрополитеном, а с метростроем» - вспоминает Татьяна Пушкарева.
О том, что метрополитен набирает специалистов, Татьяна Евгеньевна узнала случайно. На собеседование пошла из любопытства. Место было только в службе пути и тоннельных сооружений. Начальник службы Петренко Василий Михайлович после собеседования сказал: «Ну что ты пришла, у меня для тебя нет работы, ты же не согласишься на место рядового инженера». Татьяна Евгеньевна сказала, что подумает и ушла в отпуск. После отпуска она приняла решение – сменить место работы. Отпускать с железной дороги не хотели, но у Татьяны Пушкаревой появился азарт.
«Вот захочу и поменяю все» - подумала я. Так, 1 октября 1989 года пришла на работу в метрополитен. Привыкала очень трудно. Но не к работе. Она была знакомой – те же вопросы эксплуатации зданий и сооружений. Но поле деятельности мне казалось слишком узким для меня» - описывает начало трудовой карьеры в метрополитене Татьяна Евгеньевна.
Через время Татьяна Пушкарева перешла в технический отдел метрополитена. Там срочно нужен был специалист по теплотехническим вопросам и лицензированию.
Татьяна Пушкарева – вторая справа
В техническом отделе Татьяна Пушкарева поняла, что эта должность ей идеально подходит и была очень увлечена: «Я считаю, что мне повезло. Все, чем я занималась мне было интересно. В любой вопрос я погружалась полностью. Особенно сложно было оперативно получить лицензию в Архитектурно-строительном центре на строительные работы перед пуском станции «Геологическая», а также лицензию на образовательную деятельность и организацию учебного центра в 2009 году», - делится Татьяна Пушкарева.
Руководство и коллеги высоко оценили профессионализм Татьяны Евгеньевны. За многолетний и добросовестный труд ей было присвоено звание Почётного работника Екатеринбургского метрополитена.
«Я горда, что мне в числе первых вручили такую высокую награду» - делится своими эмоциями Татьяна Пушкарева.
Сейчас, оглядываясь назад, Татьяна Евгеньевна понимает, что в жизни ничего не бывает случайно. Она нисколько не сожалеет, что оказалась не в «том вузе» и не на «той специальности». Татьяна Пушкарева всегда хотела быть инженером, и считает это дело своим призванием.
«Еще в школе, когда я говорила родственникам, что хочу быть инженером, мне говорили: «Да ты посмотри, они же зарабатывают копейки». Я всегда отвечала, что это мне не важно. Не важно, сможешь ли ты разбогатеть, занимаясь выбранным делом или нет. Это и отличает призвание от профессии, которая приносит доход. Я считаю, что это и есть мой совет молодому поколению: «Выбирайте!» - наставляет Татьяна Евгеньевна.