«Видишь, девочка в голубом бантике идет? Ты должен сделать все, чтобы она доехала из точки А в точку Б», - вспоминает слова своего товарища с железной дороги мастер дистанции пути Андрей Щерба. В Екатеринбургском метрополитене он работает 7 лет.
Деятельность службы пути и тоннельных сооружений почти незаметна для пассажиров. Ее структура сформирована по аналогии с железнодорожным транспортом и состоит из двух дистанций, каждая из которых включает в себя несколько участков. Они отвечают за содержание тоннельных сооружений и путевого хозяйства в пределах установленных границ.
Cамое основное и напряженное рабочее время службы приходится на ночь, когда движение поездов в метро прекращается. В это время с контактного рельса снимается напряжение и на линию выходит специальный подвижной состав с бригадами монтеров пути и тоннельных рабочих. За ограниченный промежуток времени им необходимо проделать большой объем работ: от промывки стен и тоннелей до сложных ремонтов железнодорожного пути. При этом необходимо обеспечить контроль состояния железнодорожного пути и контактного рельса.
Андрей Щерба отвечает за состояние верхнего строения пути и контактного рельса на участке от станции «Проспект Космонавтов» до станции «Уральская». Работа непростая, – ответственная и сложная. Смена начинается в 23:30. И так 5 ночей подряд. Приходит на работу, знакомится с обстановкой, заполняет документы, выдает наряд-задание на предстоящую ночь работникам своего участка, объясняет, кто и что должен сделать, а после снятия напряжения с контактного рельса все приступают к работе. «Я и сам могу что-то поделать. Мне не сложно», - рассказывает он.
Каждую смену мастер дистанции пути спускается в тоннель, проводит осмотр и обход путей и стрелочных переводов. Все замечания фиксируются. Их необходимо быстро устранять, а еще лучше – предупреждать. Для этого проводят регулярные замеры путевым шаблоном (измеряется ширина колеи), проверяется подвеска контактного рельса, делаются промеры стрелочных переводов.
Как большинство метрополитеновцев, в подземку Андрей Щерба пришел с РЖД. Говорит, спокойствие важнее.
«Когда работал на РЖД, работа даже снилась. Потому что она была круглосуточной. Ты приходишь после смены, ложишься спать, а под подушку кладешь 2 телефона, и не дай бог один из них выключен. В метрополитене спокойнее. Да, бывают рабочие звонки, но это не так критично», - рассказывает Андрей Щерба.
Свой путь в РЖД он начинал с должности монтёра пути. Дорос там до бригадира, а потом перешел в метрополитен, где пришлось проходить все сначала. Конечно, в начале было сложно, хоть большая часть работы уже была знакома. Андрей Щерба вспоминает, что даже скучал какое-то время по железной дороге. Но сейчас он доволен своей работой в метрополитене. К трудностям относится с энтузиазмом. «Ты должен это сделать. Ты выбрал эту профессию», - говорит он.
Все детство Андрей Щерба провел в разъездах по гарнизонам, так как его отец – военный. Поэтому, если бы не работа на РЖД или в метрополитене, был бы тоже военным.
«Это было ближе всего. Жили в гарнизонах, меня окружали одни военные. О чем можно было еще думать? Других интересов и не было», - рассказывает Андрей Щерба.
Однако судьба Андрея Щербы сложилась иначе. Он получил железнодорожное образование в техникуме, а затем решил поменять специфику работы и поступил в автодорожный институт, но понял, что душа к этому делу не лежит. И после большой производственной практики отчислился. Судьба привела его на РЖД. На железной дороге Андрей Щерба и познакомился со своей супругой. Сейчас у них двое детей – сын и дочка. Старшая девочка учится в начальной школе и интересуется работой папы, участвует в конкурсах, которые проводит метрополитен. Пару лет назад даже читала стихи про Екатеринбургскую подземку. Да и в целом девочке нравится метро, рассказывает мастер пути.
«Идем куда-нибудь без машины, она просит – «Поехали на метро!», - делится Андрей Щерба.
Рабочий график мастера пути – непростой. К такому сложно привыкнуть, но возможно.
«Было тяжело сначала. Но ко всему привыкаешь. Работаешь с половины двенадцатого вечера до шести утра. Дома уже где-то в половину седьмого», - делится Щерба.
Вот только ночная смена не всегда заканчивается отдыхом и сном дома. Днем ждут дела: то дочку в школу отвезти, то уроки помочь сделать.
«В этом году повезло. Дочь учится во вторую смену. Сейчас жена младшего отвозит сама утром в садик, а мы с дочкой еще спим часов до 10-11. Даже успеваем утром еще какие-нибудь уроки поделать. Ну, а потом в школу», - рассказывает Андрей Щерба.
Свободное время между сменами и в выходные чаще всего занимают дела семейные. «В основном всегда с детьми. Раньше попроще было, можно было и на рыбалку съездить», - рассказывает мастер пути. Несмотря на это, удается выбраться с семьей на природу, сходить в баню.
Такой отдых очень важен. Он позволяет расслабиться и зарядиться новой энергией, а самое важное – повышает производительность на работе. Здесь важно оставаться рассудительным, спокойно принимать решения, уметь подбодрить своих подчиненных, направить их, ведь далеко не просто работать 5 ночей подряд в условиях темноты, сырости и высокой ответственности.
«Ты понимаешь, что есть виды работ по скорости их выполнения, которые от тебя мало зависят. Та же замена рельсов. Все, что угодно может пойти не так. Например, отказать инструмент. Тут есть место форс-мажору. Люди могут быть не выспавшимися в ночной смене. Приходиться подбодрить, поговорить с человеком. Поэтому спокойствие и рассудительность крайне важны», - говорит Андрей Щерба.
Не смотря на трудности, к своей работе Андрей Щерба относится с теплом. «Если тебе не нравится твоя работа, то зачем этим заниматься?», - спрашивает мастер пути. Он уверен, что находится на свое месте и делает то, что должен делать. Общаясь с такими людьми, работающими в службах метрополитена, понимаешь, что наша безопасность в надежных руках.