Метро начинается не со входа в него. И даже не с платформы, рельсов или вагонов, а с людей, благодаря которым под землей ходят поезда, перевозящие жителей города. Пока остальные спят, эти люди трудятся днем и ночью: готовят маршруты, открывают светофоры, производят маневровые передвижения и многое другое. Дежурные станционного поста централизации (ДСЦП) – не видны пассажирам, но их работа очень важна. ДСЦП – специалист, который дистанционно управляет стрелками и сигналами в пределах станции или парковых путей электродепо. «Работа сложная и ответственная, но оттого интересная», – говорит дежурный станционного поста централизации Денис Ильиных.
В Екатеринбургском метрополитене он работает не так давно – с марта 2022 года. Но на рабочем месте чувствует себя уверенно. В этом дежурному станционного поста централизации помогает железнодорожное образование и опыт работы на РЖД, а также аналитический склад ума. Последнее особенно важно, ведь ДСЦП выполняя инструкции, следит за прибытием и отправлением каждого поезда, выполняет команды диспетчера, при необходимости готовит маршруты следования поездам и составам.
– «У движенцев такая интересная работа, – мы должны знать функционал всех служб. Например, есть инженерно-технические сооружения станций, за которые отвечает электромеханическая служба. Но мы также должны знать их принципы работы, уметь пользоваться оборудованием. Обычно делаем это в взаимодействии с диспетчером электромеханической службы», – рассказывает Денис Ильиных.
Метро – это целая транспортная инфраструктура, огромный движущий организм, с многочисленными службами, которые отвечают за свои устройства, но при этом работают в тесном взаимодействии друг с другом. Большинство служб не спит даже ночью. Так и ДСЦП работает в четырёхсменном графике – день/ночь/отсыпной/выходной. Смена длится 12 часов. Во время работы ДСЦП не имеет права покидать рабочее место. И даже перед тем, как ненадолго выйти, он должен отпроситься у диспетчера.
Но самое важное в работе ДСЦП – это оперативные действия при внештатных ситуациях. В этот самый момент поездной диспетчер пытается скоординировать работу с наименьшими потерями времени, а ДСЦП делает маневры по его команде. Такие внештатные случаи могут возникнуть по разным причинам, например, из-за неисправности устройств, пути, составов, падения пассажиров на путь, и даже забытые пакеты в вагонах могут вызвать задержку движения.
– «Если встает поезд где-то на линии, приходится думать, как расставить одни поезда, принять другие», – рассказывает Денис Ильиных.
Если смена ДСЦП проходит спокойно – нет сбоев, интервалы равномерные, поезда следуют согласно графику, устройства исправно работают, и никто из пассажиров не нарушает порядок, то смена проходит хорошо и спокойно.
Денис Ильиных считает, что в его профессии особенно нужна целеустремлённость и ответственность, в меньшей степени – стрессоустойчивость. «В какой-то мере стресс в работе есть, но его не так много. Просто нужно качественно делать работу и не переживать по пустякам», – говорит Денис Ильиных.
Работа ДСЦП – это линии, цифры, графики и точность. Ему необходимо знать огромное количество инструкций и уметь руководствоваться ими в своей работе. Но, по словам дежурного, на повседневной жизни это никак не сказывается. Наоборот, он уверен, что не столько работа оставляет свой отпечаток на чертах характера, сколько черты характера определяют нашу работу.
– «Мне кажется, тут наоборот. Вы выбираете профессию, исходя из своих личных качеств. У меня аналитический склад ума, по образованию я инженер, поэтому в моем случае точность – плюс. В жизни я пунктуальный», – делится Денис Ильиных.
В свободное от работы время ДСЦП – такие же пассажиры метро, которые спешат по своим делам и домой к родным. Семья Дениса Ильиных положительно относится к его работе: график позволяет проводить время с близкими людьми, выезжать на природу и заниматься спортом. Жена поддерживает, а дети интересуется, чем папа занимается на работе. С супругой, кстати, Денис Ильиных познакомился еще в студенчестве. Они вместе получали железнодорожное образование.
Своим хобби Денис Ильиных называет литературу. Когда-то даже мечтал быть писателем. Говорит, что с детства любит произведения Стивена Кинга, перечитывает повести Василия Быкова. Возможно, сочетание двух сфер – аналитической работы и творческого хобби – позволяет ему успешно справляться с обязанностями дежурного поста централизации.
В метро каждая секунда имеет значение. И выполнение графика движения является обязательным для работников метрополитена. Но самое главное – это обеспечение безопасности движения и безопасности пассажиров. Именно этого принципа придерживается каждый работник ЕМУП «Метрополитен».
Для справки:
Дежурные станционного поста централизации относятся к службе Движения. Это самое крупное подразделение Екатеринбургского метрополитена. В ее задачи входит организация перевозки пассажиров, обеспечение безопасной работы станций, а также координация деятельности всех служб метрополитена. Обычные пассажиры не видят работу ДСЦП, но сотрудники службы координируют движение поездов и передают информацию на центральный диспетчерский пульт. Таким образом, территория и работа станций всегда находятся под контролем дежурных по станции и дежурных постов централизации.
На данный момент штатная численность дежурных станционного поста централизации Екатеринбургского метрополитена составляет 30 человек.